Трофименко Андрей

19 лет

Врожденная аплазия нижних конечностей

Эта история началась в 2002 году с очень радостного события. Ирина Трофименко стала мамой близнецов Андрюши и Анечки. Однако, к большому сожалению, двойное счастье омрачилось проблемами со здоровьем у новорожденного мальчика. Андрюша родился с аплазией (врожденным недоразвитием) обеих нижних конечностей. На левой ножке у малыша имелась только часть бедра, на правой — очень деформированные стопа и голень… Было очевидно, что подобная патология не лечится и единственный путь реабилитации — это протезирование. 

Тем временем молодая мама переживала настоящий шок. Ирине не давали покоя мучительные вопросы. Почему это произошло с ее ребенком? Сможет ли он жить с такой аномалией? Конечно же, ей было безумно обидно и страшно. Пугала неизвестность, полное незнание, что делать дальше. Но когда первые дни абсолютной растерянности миновали, Ирина решила: Андрей будет расти и развиваться как нормальный ребенок! — С рождения мы занимались плаванием, массажами и прочими видами развития, — вспоминает она сегодня. — А как только сыну исполнился год, я начала активно искать возможности протезирования. Пытаясь найти то, что нам нужно, мы перебрали много вариантов. Были разные протезисты, разные протезы, но ни один не мог дать главного — желаемой активности, более или менее нормальной и удобной ходьбы без дополнительных опор и физических страданий маленького человечка. 

Судьбоносная встреча матери и сына с протезистом Арменом Микаеловичем Саркисяном произошла в 2007-м. Часами мама Ирина и Армен обсуждали, что можно сделать при такой сложной аплазии. Армен что-то чертил, обдумывал, предлагал всевозможные варианты. Процесс протезирования был, конечно же, небыстрым. Первые культеприемные гильзы пришлось переделывать, причем по несколько раз! Пока не получились такие, в которых Андрею стало удобно, которые не спадали с ноги, нигде не давили и не мозолили. Культеприемники удались на славу, сидели хорошо, и, о чудо, не требовалось никаких ремней для фиксации протезов! А еще они получились красивыми — Спайдермен на гильзах голени и бедра, ярко-красные Бокковские детские модули. При одном их виде все застывали от восхищения и даже зависти! Поэтому Андрюша чувствовал себя героем дня везде, где бы он ни появлялся! Казалось бы, чему тут завидовать — у парня нет обеих ног?! Но, КАК он ходит и на чем! Каждая новая гильза была шедеврально неповторима! Что уж говорить о гильзах с тиграми, которые особенно запомнились Андрюше! — Мы впервые столкнулись с таким вниманием, профессионализмом, неравнодушным отношением к пациентам со стороны протезиста. У Армена Микаеловича есть исключительное качество — он не просто делает хорошие протезы, он ставит цель, чтобы пациенту было удобно, комфортно, и чтобы на протезах можно было долго ходить, не уставая. Он зажигал нас своими идеями, без его кипучей энергии мы бы еще долго топтались на месте, — убеждена Ирина Георгиевна.

В итоге Андрей приобрел долгожданную способность ходить ровно и уверенно. При этом обе его ноги сгибались там, где им положено, за счет применения коленного модуля. Хотя само обучение ходьбе заняло время — искусственное колено ошибок не прощало. Зато Андрей стал меньше уставать, активнее играл со сверстниками, часами пропадал во дворе, уходя далеко от дома. А еще — стал выше, и к его радости, наконец-то оказался одного роста со своей сестрой-близнецом, что было очень важно для него! И если раньше, возвращаясь домой, он сразу снимал протезы, то теперь, после проведенного на них дня, просил: «Мам, можно я дома в протезах похожу?». И для нее эти просьбы были самой лучшей оценкой работы протезиста. Но вот беда — полностью реализовать Андрюшин потенциал мешали неразвитые и сильно деформированные, а потому не совсем опорные стопы. 

Для повышения функциональной активности и, что немаловажно для юного красавца, эстетичности протезов нужно было решиться на достаточно сложный шаг — ампутацию. Причем, двойную! Трудное решение. Поначалу мама мальчика боялась даже заговорить с ним об операции. — Помогли настойчивость Армена, его аргументированные доводы, демонстрация возможностей будущего протезирования. Это убедило меня, но не Андрюшу. Ему понадобилось время, — делится воспоминаниями Ирина Трофименко. В 2013 году после очень мучительных раздумий, тревог и переживаний мамы и маленького человечка они все-таки решились… Впереди их ждали поездка в Питер и реампутации.  Потом были два месяца в кресле-коляске, чтобы, не дай Бог, не разошлись многочисленные швы, редкие прогулки по дому на костылях, и вот оно — долгожданное посещение «дяди Армена». гипсование, примерки, центровки и, наконец, долгожданное… Андрюша снова встал на обе ноги! Через месяц Ирина позвонила и чуть ли не в слезах (радости) и с высочайшим артистизмом начала Андрей принес замечание в школьном дневнике: «Родители, примите меры — Андрей на переменах носится по всей школе, по коридорам и по лестницам! Поведение — «два»!» 

Сегодня, если вы встретите Андрея Трофименко на улице, то перед вами предстанет высокий, красивый, улыбающийся парень, мастер спорта по плаванию, многократный победитель городских и всероссийских соревнований, король «длинной воды»! Протезы позволили Андрею делать многое — ходить в школу и магазины, шалить на переменах, танцевать на дискотеках, самостоятельно добираться на тренировки, ездить на соревнования и сборы… 

Если что-то и было ему не под силу, так это — настоящий полноценный бег. Весной 2018 года, осуществилась и эта его заветная мечта: Андрей получил беговые протезы. Вот как оценивает проделанную работу Армен Саркисян — Задача перед нами стояла более чем сложная. Андрей — пациент с разноуровневой парной ампутацией (голень и бедро), поэтому все должно было быть продуманным до мелочей. Мы опробовали несколько вариантов комплектующих разных производителей, беговые стопы с пяткой и без, подобрали оптимальные варианты и нужную схему сборки. 

Что чувствовал получивший новые возможности Андрей, описать почти невозможно. Неужели можно бегать? Бегать! Страх и предвкушение смешались воедино… Шаг на месте, шаг вперед, еще, еще… Сначала Андрей не мог понять, что бегать в его случае нужно не так, как бегают все, а как-то по-особому. Поэтому ему понадобились рекомендации и тренировочные пробежки при поддержке специалистов. Сегодня Андрей уже бегает самостоятельно. И можно не сомневаться, что впереди у него много километров спортивных беговых дорожек и светлых прямых дорог. 

Однако самая главная победа этого целеустремленного юноши не в том, что он научился бегать, посути, без ног. А в том, что он научился жить так, как его здоровые сверстники! И многое здесь зависело от мамы, давшей себе слово, что ее мальчик ничем не будет отличаться от других! Именно она настояла на том, чтобы Андрей обучался в обычной московской неспециализированной школе. Ни сына, ни мать не испугали избитые стереотипы о детской жестокости и неприятии в школьных коллективах ребят с особенностями развития. С самого начала Андрей легко справился с адаптацией в классе, он с удовольствием ходит в школу, очень общителен и дружен со сверстниками. Что скрывать, в младших классах возникали некоторые опасения со стороны учителя, не имевшего опыта работы с такими детьми, и вопросы ребят, которые впервые видели протезы и с любопытством выясняли, как они работают. Но благодаря Андрюшиному открытому характеру, его обаянию и дружелюбности все эти моменты быстро отошли на второй план, и начался обычный учебный процесс. 

Сейчас Андрей учиться на отделении «Адаптативного спорта и реабилитации» Университета физкультуры и спорта.  Андрюшин пример доказывает, что, несмотря на все сложности и препятствия, у людей с ОВЗ есть хорошие, а порой и неограниченные возможности для полноценной жизни! Практика показывает, это трудно, но реально. Современные средства протезирования, возможности медицины, ресурсы школы и спортивных организаций, позитивное отношение окружающих, помощь государства и, самое главное, семьи дает им волю к победе и уверенность в завтрашнем дне!